ШАХМАТНАЯ АЗБУКА
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Объем программы: 36/72/144 часа
Состав группы: до 10-14 человек
Направленность: физкультурно-спортивная
Автор: Бирюнда Анжелика Владимировна, методист
Педагоги: Зробко Максим Анатольевич, Панченко Татьяна Юрьевна, Роменский Андрей Викторович, Иванов Сергей Николаевич, Рябошапко Тамара Петровна, Полторацкая Наталья Геннадьевна, педагоги дополнительного образования
Краткая аннотация программы:
Актуальность. Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Новизна. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа направлена на социально – экономическое развитие Краснодарского края – увеличение эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи, а так же интеллектуальное развитие и креативное мышление подрастающего поколения, согласно единому плану в целях достижения национальных целей развития на территории Краснодарского края.