Статья «Программа развития как механизм кластеризации образовательных потребностей обучающихся»
В современном образовательном процессе все большее внимание уделяется индивидуальным потребностям обучающихся. Программа развития определяет направление и качество образования на основе целевых программ и национальных проектов государственного значения. Реализация индивидуальных потребностей обучающихся в последнее время представляет собой сложную систему управления ресурсами образовательных организаций, нуждающихся в дополнительном сетевом взаимодействии. В Центе дополнительного образования «Ориентир» успешно реализуется программа развития на основе кластеризации образовательных потребностей обучающихся.
Программа развития основана на конкретном ориентире – улучшении навыков и качеств обращения с детьми и подростками. Кластеризация образовательных потребностей стремится содействовать развитию эмоциональной интеллектуальной и социальной компетенции участников, а также формированию здоровых отношений и позитивного общения. Программа включает в себя различные элементы и активности, такие как обучение навыкам эффективного общения, разрешение конфликтов, управление эмоциями, развитие социальной ответственности и эмпатии. Кластерный подход, реализуемый в программе развития, это одна из стратегий эффективного индивидуального обучения.
Кластерный подход, используемый в программе развития МАОУ ЦДО «Ориентир», базируется на группировке обучающихся в малые группы или «кластеры» схожих по интересам и потребностям детей. Это позволяет более эффективно организовать образовательный процесс и удовлетворить индивидуальные потребности каждого.
Основными преимуществами кластерного подхода в дополнительном образовании являются:
Индивидуализация обучения: обучающиеся, находящиеся в одном кластере, имеют схожие образовательные потребности, что позволяет педагогам адаптировать программу обучения под каждого ученика.
Сотрудничество и взаимодействие: работа в кластерах способствует развитию навыков коммуникации, сотрудничества и взаимодействия между обучающимися.
Мотивация: обучение в кластере может быть более захватывающим и интересным для учеников, поскольку они занимаются с теми, кто разделяет их интересы и увлечения.
Развитие лидерских качеств: кластерный подход позволяет развивать лидерские качества обучающихся, так как они могут стать активными участниками в групповых проектах или руководить небольшой группой.
Кластеризация образовательных потребностей предполагает организацию модульного обучения. Модуль может включать в себя концепции, методы, стратегии и подходы, которые помогают достичь поставленных целей и задач программы. Программа развития МАОУ ЦДО «Ориентир» использует следующие модули: Модуль компетенций: основан на развитии конкретных знаний, умений и навыков обучающихся, которые требуются для успешной адаптации и применения в реальной жизни; модуль личностно-ориентированного образования: акцентирует внимание на развитии личностных качеств обучающихся, таких как самоопределение, эмоциональный интеллект, творческое мышление и социальные навыки; модуль проектного обучения: фокусируется на организации учебных проектов, которые позволяют обучающимся активно применять свои знания и навыки на практике, решая реальные проблемы и задачи.
Опыт внедрения кластерного подхода показал следующие результаты, которые были достигнуты благодаря программе развития МАОУ ЦДО «Ориентир». Для определения эффективности использовались такие показатели, как рост числа обучающихся (на 10%), улучшение их образовательных результатов (на 12%), повышение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей (на 74%), а также достижение поставленных образовательных целей и задач (100%).
Все показатели показали устойчивую положительную динамику, что говорит о необходимости масштабирования опыта кластеризации образовательных потребностей обучающихся. Окончательная оценка эффективности программы развития учреждения дополнительного образования требует комплексного подхода и учета различных факторов.
Гриценко Маргарита Геннадьевна,
директор муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар Центр дополнительного образования «Ориентир»
e-mail: cdo-orientir23@yandex.ru