Статья «Программно-модульный подход в развитии учреждения дополнительного образования
Программно-модульный подход в развитии учреждения дополнительного образования представляет собой структурированный способ организации образовательного процесса, который позволяет гибко адаптировать содержание и формы обучения к потребностям обучающихся и требованиям внешней среды. Современная образовательная организация может обладать далеко не всеми условиями, соответствующим запросам общества.
Проблема системы дополнительного образования заключается в дефиците кадровых и материальных ресурсов. Слабое материально-техническое обеспечение тормозит инновационную деятельность, а значит, реализацию новых технических решений в обучении детей, особенно по программам естественно-научной направленности. Кадровые проблемы, как правило, связаны с недостатком высококвалифицированных специалистов не только с профильным образованием, но и с навыками педагогической деятельности. Особого внимания заслуживает репутация бюджетной образовательной организации, которая особенно актуализируется в соперничестве за контингент с представителями коммерческого сектора услуг.
Перечисленные проблемы говорят о необходимости управленческих решений в сопровождении грамотного методического обеспечения. Основным фактором развития учреждения дополнительного образования становится программа развития, систематизированная на основе модулей, соответствующих Концепции развития дополнительного образования[1]. Сфера дополнительного образования не может являться исключительно инновационной площадкой для апробации образовательных модулей и технологий будущего, она становится ведущей тенденцией в персонализации обучения и воспитания детей.
В настоящее время существует много исследований, посвященных изучению проблем, связанных с качеством образовательных услуг, а также с реализацией методической деятельности в учреждениях дополнительного образования. Результативность задач методического обеспечения зависит от структуры и содержания программы развития, а также принципов управления её реализацией на основе программно-модульного подхода, который включает не только обучающие модули, но и организацию клубных формирований с воспитательными функциями. Эффективность учреждения дополнительного образования детей в условиях дефицитов, считает Т.Е. Лебедева, заключается в грамотно построенной деятельности руководителя, который на основе программы развития способен достичь повышения качества образовательных услуг [2]. Как отмечают исследователи А.А. Шкунова и М.П. Прохорова, среди основных направлений развития учреждения дополнительного образования, можно выделить расширение задач методического обеспечения профессионального развития педагогов, повышения качества программ, формирования алгоритмов для сетевого взаимодействия со сторонними организациями, создание методического сопровождения для современных информационных образовательных сервисов и технологий[3].
Программно-модульный подход, используемый в программе развития Центра дополнительного образования «Ориентир», имеет множество преимуществ. Во-первых, систематическое обновление методических материалов и рекомендаций позволяют быстро адаптироваться молодым педагогам в профессиональной среде. Во-вторых, для реализации модульных программ используются специализированные образовательные платформы на основе сетевого взаимодействия, что не требует дополнительных затрат. В-третьих, отсутствие четких стандартов и требований к модульным программам позволяет использовать программу развития как инновацию. В-четвертых, внедрение программно-модульного подхода трансформирует традиционные методы обучения в педагогической среде. В-пятых, организация учебного процесса с учетом модульного подхода может потребовать изменения расписания и форматов занятий, что делает обучение более гибким и персонифицированным. Разные обучающиеся могут иметь различные потребности и ожидания, а это требует индивидуального подхода и гибкости в реализации программ.
Реализация программно-модульного подхода в программе развития Центра дополнительного образования «Ориентир» показала, что необходимо структурирование образовательного процесса: образовательная программа делится на модули, каждый из которых посвящен определенной задаче. Это позволяет участникам образовательного процесса выбирать наиболее интересующие их направления и достигать высокой результативности. Индивидуализация обучения даёт возможность ориентироваться на интересы, цели и уровни подготовки детей, поскольку учитываются индивидуальные особенности, темп и стиль обучения каждого обучающегося.
Также можно отметить, что программно-модульный подход в программе развития учреждения дополнительного образования позволяет быстро реагировать на изменения в образовательной среде и адаптировать программы под новые требования законодательства. Модули могут обновляться или изменяться в зависимости от актуальных запросов и тенденций в области дополнительного образования. Они могут быть разработаны таким образом, чтобы включать элементы различных дисциплин, что способствует формированию междисциплинарных знаний и умений. Для каждого модуля разрабатываются четкие критерии оценки, что позволяет объективно оценивать достижения обучающихся.
Регулярный мониторинг и обратная связь помогают корректировать образовательные программы и модули на основе отзывов участников. Внедрение цифровых технологий предполагает использование онлайн-платформ для реализации модулей, что расширяет доступность образования, а применение интерактивных технологий и ресурсов повышает вовлеченность обучающихся. Сотрудничество с партнерами, установление связей с другими образовательными учреждениями, организациями и бизнесом дает возможность разрабатывать совместные проекты по мере реализации программы развития Центра дополнительного образования «Ориентир».
Как показала практика, программно-модульный подход в учреждении дополнительного образования открывает новые горизонты для улучшения качества и доступности образовательных услуг. Его успешная реализация требует комплексного подхода, включающего подготовку педагогов, развитие инфраструктуры и активное участие всех заинтересованных сторон. С учетом динамично меняющегося мира, применение данного подхода может стать ключом к созданию конкурентоспособной образовательной среды, отвечающей потребностям обучающихся и общества в целом.
Несмотря на наличие проблем, связанных с программно-модульным подходом, его преимущества в гибкости, индивидуализации и актуальности образовательного процесса делают его актуальным для системы дополнительного образования. Для успешной реализации этого подхода необходимо преодолевать указанные трудности через обучение кадров, обеспечение инфраструктуры, разработку четких стандартов и активное вовлечение всех участников образовательного процесса.
Таким образом, внедрение программно-модульного подхода в программе развития учреждения дополнительного образования открывает новые горизонты для повышения качества и доступности образовательных услуг. Гибкость, междисциплинарность, использование современных технологий и вовлечение обучающихся в процесс делают этот подход особенно актуальным в условиях быстро меняющегося мира. Успех зависит от готовности учреждения к изменениям, а также от системы поддержки и профессионального развития педагогов. Программно-модульный подход в развитии учреждения дополнительного образования способствует созданию более динамичной и адаптивной образовательной среды, повышает качество и доступность образовательных услуг, а также позволяет лучше удовлетворять потребности обучающихся и общества в целом.
Список использованных источников:
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 21.10.2024) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»)
- Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции/ Шкунова А.А., Прохорова М.П./ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 178-181.
- Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей// Инновационная экономика. Перспективы развития и совершенствования. №7 (33). Т.2. 2018. С. 28-34.
Гриценко Маргарита Геннадьевна,
директор муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар Центр дополнительного образования «Ориентир»
e-mail: cdo-orientir23@yandex.ru
Киселева Тамара Павловна,
заместитель директора муниципального автономного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар Центр дополнительного образования «Ориентир»
e-mail: cdo-orientir23@yandex.ru